Обзор рынка
За 2019 год количество отправленных пассажиров АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении увеличилось на 3,9 %, или на 3,8 млн человек.
Макроэкономическое окружение
Показатель | 2019 |
ВВП | 101,3 |
Индекс потребительских цен | 104,5 |
Инвестиции в основной капитал Январь – сентябрь 2019 года к январю – сентябрю 2018 года. | 100,7 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | 100,8 |
Реальная заработная плата Январь – ноябрь 2019 года к январю – ноябрю 2018 года. | 102,5 |
Уровень безработицы (по состоянию на конец декабря), доля в % | 4,6 |
Оборот розничной торговли | 101,6 |
Объем платных услуг населению | 99,1 |
По итогам 2019 года индекс потребительских цен составил 4,5 % (годом ранее инфляция составляла 2,9 %), темп прироста ВВП – 1,3 %.
Динамика инвестиций в основной капитал показала рост 0,7 %. В структуре данных инвестиций номинальный рост фиксировался по всем видам основных фондов, кроме нежилых зданий и сооружений. При этом основным источником капиталовложений крупных и средних организаций остаются собственные средства.
Реальная заработная плата выросла на 2,5 %, что обусловлено улучшением динамики номинальных заработных плат. Реально располагаемые денежные доходы населения увеличились на 0,8 %.
Росту заработных плат способствовала ситуация на рынке труда. Уровень безработицы сократился с 4,8 % в декабре 2018 года до 4,6 % в декабре 2019 года.
Российский транспортный рынок
Основными конкурентами АО «ФПК», как перевозчика дальнего следования, являются авиакомпании, другие железнодорожные компании, автобусные операторы, личный транспорт.
На российском транспортном рынке наблюдается тенденция к усилению конкуренции и сокращению зоны доминирования железнодорожного транспорта.
Происходит проникновение воздушного транспорта на маршруты протяженностью менее 1 тыс. км за счет оптимизации эксплуатации парка воздушных судов, стоимостных характеристик и времени перевозки.
Вместе с тем развитие междугородних автобусных перевозок осуществляется на направлениях дальностью менее 700 км, где преимущественно отсутствует тактовое движение поездов.
В 2019 году отмечено снижение доли железнодорожного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении на 0,7 п.п. по сравнению с 2018 годом (1,2 п.п. к 2017 году). Доля АО «ФПК» также уменьшилась — до 35,5 % (в 2018 году – 36,4 %).
Показатель, % | 2017 | 2018 | 2019 |
АО «ФПК» | 36,9 | 36,4 | 35,5 |
ДОСС — филиал ОАО «РЖД» | 1,5 | 1,6 | 1,8 |
ЗАО «ТКС» | 0,5 | 0,5 | 0,4 |
Другие | 1,0 | 0,9 | 1,0 |
Данная тенденция вызвана опережающим абсолютным приростом объемов авиаперевозок во внутригосударственном сообщении, чему способствовала агрессивная ценовая политика авиаперевозчиков, обновление самолетного парка, расширение маршрутной сети, а также реализация государством мер по поддержке авиаперевозок (от финансирования развития авиационной инфраструктуры и парка воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок до прямого субсидирования ряда региональных и дальнемагистральных маршрутов).
Среди российских железнодорожных перевозчиков на долю АО «ФПК» в объеме перевозок дальнего следования во внутригосударственном сообщении за 2019 год пришлось 93,3 % (–0,7 п.п. к уровню 2018 года). Снижение доли обусловлено ростом внутривидовой конкуренции на рынке пассажирских железнодорожных перевозок дальнего следования.
Динамика количества отправленных пассажиров АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении за 2019 год составила 103,9 % к уровню предшествующего года, в том числе в регулируемом сегменте – 102,8 %, в дерегулированном – 105,9 %.
В целом рынок пассажирских перевозок в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении в 2019 году вырос на 5,1 % по сравнению с 2018 годом, при этом динамика пассажирооборота АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении за отчетный период составила 102,5 %, в том числе в регулируемом сегменте – 102,1 %, в дерегулированном – 103,1 %.
Динамика роста объема пассажирских авиаперевозок во внутригосударственном сообщении в 2019 году замедлилась по сравнению с 2018 годом.
По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), в 2019 году пассажирооборот на воздушном транспорте увеличился до 323 млрд пасс.-км, прирост составил 12,6 %: на международных рейсах – 16,6 % (в 2018 году – 11,1 %), на внутреннем рынке – 7,4 % (в 2018 году – 10 %).
Для противодействия негативным тенденциям и сохранения конкурентоспособности на рынке пассажирских перевозок АО «ФПК» предпринимает меры по повышению качества услуг, реализует мероприятия по обновлению подвижного состава и увеличению скорости движения поездов, активно развивает программу динамического ценообразования, программу лояльности «РЖД Бонус» (в том числе для корпоративных клиентов) и применение маркетинговых акций, как в регулируемом, так и в дерегулированном сегменте перевозок.
Международный транспортный рынок
Организация перевозок в дальнем международном сообщении
В 2019 году АО «ФПК» осуществляло перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщениях по 11 международным маршрутам с 11 странами Европы и Азии: Германией, Францией, Монако, Польшей, Австрией, Чехией, Италией, Финляндией, Китаем, Монголией, КНДР. Кроме того, перевозки осуществляются в сообщении с 12 странами СНГ и Балтии: Украиной, Молдовой, Беларусью, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном, Азербайджаном, Латвией, Литвой, Эстонией, Абхазией.
При этом наблюдается отрицательная динамика объемов перевозок в поездах формирования иностранных железных дорог в сообщении со странами СНГ и Балтии: за 2019 год падение составило 5,5 %. Положительная динамика роста (более 5 %) отмечена только в сообщении с Казахстаном – 12,1 %, Узбекистаном – 6,4 %.
Для замедления негативной тенденции падения пассажиропотока в международном сообщении проводятся мероприятия по повышению привлекательности международных пассажирских перевозок путем проведения маркетинговых акций и введения программ скидок в рамках двусторонних и многосторонних соглашений.
Основная доля перевозок в международном сообщении приходится на сообщения со странами СНГ и Балтии. В связи с этим падение объемов перевозок на основных направлениях негативно отразилось на общих показателях объемов перевозок в международном сообщении за 2019 год.
Динамика объемов перевозок в международном сообщении к уровню 2018 года составила 97 %, в том числе в сообщении со странами СНГ и Балтии – 95 %, со странами дальнего зарубежья – 114 %.
Основными направлениями в сообщении со странами СНГ и Балтии являются: Беларусью – 32 % от общего количества перевезенных пассажиров, Украина – 20 %, Казахстан – 17 %. При этом в сообщении с Украиной отмечается уменьшение доли в общем объеме перевозок на 5 %, а также падение объемов перевозок на 19 % по отношению к аналогичному периоду 2018 года.
Наибольшее падение пассажиропотока в международном сообщении по отношению к уровню 2018 года отмечено в сообщении с Украиной – на 19 %, с Литвой – на 18 %, с Киргизией – на 11 %.
Наибольший прирост пассажиропотока наблюдался в сообщении с Монголией – 18 %, Финляндией – 16 %, Италией и Германией – 7 %.
По итогам 2019 года положительная динамика изменения пассажиропотока в поездах формирования АО «ФПК» составила 11 % к уровню предшествующего года. Максимальный рост отмечен в сообщении с Казахстаном – 52,9 %, Молдовой – 9,6 %, Абхазией – 9,3 %, Беларусью – 6,6 %, Эстонией – 6,2 %.