Обзор рынка

За 2019 год количество отправленных пассажиров АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении увеличилось на 3,9 %, или на 3,8 млн человек.

Макроэкономическое окружение

Основные показатели развития экономики, % к 2018 году
Показатель 2019
ВВП 101,3
Индекс потребительских цен 104,5
Инвестиции в основной капитал Январь – ​сентябрь 2019 года к январю – ​сентябрю 2018 года. 100,7
Реальные располагаемые денежные доходы населения 100,8
Реальная заработная плата Январь – ​ноябрь 2019 года к январю – ​ноябрю 2018 года. 102,5
Уровень безработицы (по состоянию на конец декабря), доля в % 4,6
Оборот розничной торговли 101,6
Объем платных услуг населению 99,1
* Источник: Росстат

По итогам 2019 года индекс потребительских цен составил 4,5 % (годом ранее инфляция составляла 2,9 %), темп прироста ВВП – ​1,3 %.

Динамика инвестиций в основной капитал показала рост 0,7 %. В структуре данных инвестиций номинальный рост фиксировался по всем видам основных фондов, кроме нежилых зданий и сооружений. При этом основным источником капиталовложений крупных и средних организаций остаются собственные средства.

Реальная заработная плата выросла на 2,5 %, что обусловлено улучшением динамики номинальных заработных плат. Реально располагаемые денежные доходы населения увеличились на 0,8 %.

Росту заработных плат способствовала ситуация на рынке труда. Уровень безработицы сократился с 4,8 % в декабре 2018 года до 4,6 % в декабре 2019 года.

Российский транспортный рынок

Основными конкурентами АО «ФПК», как перевозчика дальнего следования, являются авиакомпании, другие железнодорожные компании, автобусные операторы, личный транспорт.

На российском транспортном рынке наблюдается тенденция к усилению конкуренции и сокращению зоны доминирования железнодорожного транспорта.

Происходит проникновение воздушного транспорта на маршруты протяженностью менее 1 тыс. км за счет оптимизации эксплуатации парка воздушных судов, стоимостных характеристик и времени перевозки.

Вместе с тем развитие междугородних автобусных перевозок осуществляется на направлениях дальностью менее 700 км, где преимущественно отсутствует тактовое движение поездов.

В 2019 году отмечено снижение доли железнодорожного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении на 0,7 п.п. по сравнению с 2018 годом (1,2 п.п. к 2017 году). Доля АО «ФПК» также уменьшилась — до 35,5 % (в 2018 году – ​36,4 %).

Структура пассажирооборота в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении по видам транспорта, %
Показатель, % 2017 2018 2019
АО «ФПК» 36,9 36,4 35,5
ДОСС — филиал ОАО «РЖД» 1,5 1,6 1,8
ЗАО «ТКС» 0,5 0,5 0,4
Другие 1,0 0,9 1,0
* Источники данных: железнодорожный транспорт — статистическая отчетность ЦО–33, ЦО–32, авиатранспорт — Федеральное агентство воздушного транспорта (официальный сайт агентства), автотранспорт — экспертная оценка по данным Росстата (официальный сайт Росстата)

Данная тенденция вызвана опережающим абсолютным приростом объемов авиаперевозок во внутригосударственном сообщении, чему способствовала агрессивная ценовая политика авиаперевозчиков, обновление самолетного парка, расширение маршрутной сети, а также реализация государством мер по поддержке авиаперевозок (от финансирования развития авиационной инфраструктуры и парка воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок до прямого субсидирования ряда региональных и дальнемагистральных маршрутов).

Среди российских железнодорожных перевозчиков на долю АО «ФПК» в объеме перевозок дальнего следования во внутригосударственном сообщении за 2019 год пришлось 93,3 % (–0,7 п.п. к уровню 2018 года). Снижение доли обусловлено ростом внутривидовой конкуренции на рынке пассажирских железнодорожных перевозок дальнего следования.

Динамика количества отправленных пассажиров АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении за 2019 год составила 103,9 % к уровню предшествующего года, в том числе в регулируемом сегменте – ​102,8 %, в дерегулированном – ​105,9 %.

В целом рынок пассажирских перевозок в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении в 2019 году вырос на 5,1 % по сравнению с 2018 годом, при этом динамика пассажирооборота АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении за отчетный период составила 102,5 %, в том числе в регулируемом сегменте – ​102,1 %, в дерегулированном – ​103,1 %.

Динамика роста объема пассажирских авиаперевозок во внутригосударственном сообщении в 2019 году замедлилась по сравнению с 2018 годом.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), в 2019 году пассажирооборот на воздушном транспорте увеличился до 323 млрд пасс.-км, прирост составил 12,6 %: на международных рейсах – ​16,6 % (в 2018 году – ​11,1 %), на внутреннем рынке – ​7,4 % (в 2018 году – ​10 %).

Для противодействия негативным тенденциям и сохранения конкурентоспособности на рынке пассажирских перевозок АО «ФПК» предпринимает меры по повышению качества услуг, реализует мероприятия по обновлению подвижного состава и увеличению скорости движения поездов, активно развивает программу динамического ценообразования, программу лояльности «РЖД Бонус» (в том числе для корпоративных клиентов) и применение маркетинговых акций, как в регулируемом, так и в дерегулированном сегменте перевозок.



Международный транспортный рынок

Организация перевозок в дальнем международном сообщении

В 2019 году АО «ФПК» осуществляло перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщениях по 11 международным маршрутам с 11 странами Европы и Азии: Германией, Францией, Монако, Польшей, Австрией, Чехией, Италией, Финляндией, Китаем, Монголией, КНДР. Кроме того, перевозки осуществляются в сообщении с 12 странами СНГ и Балтии: Украиной, Молдовой, Беларусью, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном, Азербайджаном, Латвией, Литвой, Эстонией, Абхазией.

При этом наблюдается отрицательная динамика объемов перевозок в поездах формирования иностранных железных дорог в сообщении со странами СНГ и Балтии: за 2019 год падение составило 5,5 %. Положительная динамика роста (более 5 %) отмечена только в сообщении с Казахстаном – ​12,1 %, Узбекистаном – ​6,4 %.

Для замедления негативной тенденции падения пассажиропотока в международном сообщении проводятся мероприятия по повышению привлекательности международных пассажирских перевозок путем проведения маркетинговых акций и введения программ скидок в рамках двусторонних и многосторонних соглашений.

Основная доля перевозок в международном сообщении приходится на сообщения со странами СНГ и Балтии. В связи с этим падение объемов перевозок на основных направлениях негативно отразилось на общих показателях объемов перевозок в международном сообщении за 2019 год.

Success
Динамика объема перевезенных пассажиров в международном сообщении, млн человек
Структура перевозок пассажиров в международном сообщении в 2019 году, %

Динамика объемов перевозок в международном сообщении к уровню 2018 года составила 97 %, в том числе в сообщении со странами СНГ и Балтии – ​95 %, со странами дальнего зарубежья – ​114 %.

Основными направлениями в сообщении со странами СНГ и Балтии являются: Беларусью – ​32 % от общего количества перевезенных пассажиров, Украина – ​20 %, Казахстан – ​17 %. При этом в сообщении с Украиной отмечается уменьшение доли в общем объеме перевозок на 5 %, а также падение объемов перевозок на 19 % по отношению к аналогичному периоду 2018 года.

Наибольшее падение пассажиропотока в международном сообщении по отношению к уровню 2018 года отмечено в сообщении с Украиной – ​на 19 %, с Литвой – ​на 18 %, с Киргизией – ​на 11 %.

Наибольший прирост пассажиропотока наблюдался в сообщении с Монголией – ​18 %, Финляндией – ​16 %, Италией и Германией – ​7 %.

По итогам 2019 года положительная динамика изменения пассажиропотока в поездах формирования АО «ФПК» составила 11 % к уровню предшествующего года. Максимальный рост отмечен в сообщении с Казахстаном – ​52,9 %, Молдовой – ​9,6 %, Абхазией – ​9,3 %, Беларусью – ​6,6 %, Эстонией – ​6,2 %.

Динамика объемов перевозок в поездах формирования иностранных железных дорог в сообщении со странами СНГ и Балтии, %
Динамика объемов перевозок в поездах формирования АО «ФПК» в сообщении со странами СНГ и Балтии, %