Персонал
Компания управляет человеческим капиталом таким образом, чтобы обеспечить реализацию стратегических целей и создать условия для личностного роста сотрудников. Привлечение и закрепление персонала, его непрерывное развитие и социальная поддержка являются приоритетными направлениями социальной и кадровой политики АО «ФПК».
Структура персонала
Численность персонала Компании составляет 60 353 человека.
Основная часть (38 тыс. человек, или 63 % сотрудников) занята непосредственно обслуживанием пассажиров.
За счет проведения организационно-штатных мероприятий списочная численность сотрудников снизилась на 1 % по сравнению с 2018 годом.
Компания сохраняет баланс между молодыми и более опытными сотрудниками. Средний возраст сотрудников составляет 41 год. Молодежь в возрасте до 35 лет составляет 33 %. Большинство сотрудников (65 %) – женщины.
Показатель текучести персонала за 2019 год в сравнении с предыдущим годом увеличился на 0,9 % и составил 10,1 % (в 2018 году – 9,2 %). Основными причинами текучести кадров в 2019 году являются: из числа не подлежащих воздействию – увольнения сотрудников на пенсию по возрасту (доля уволенных – 25 %); из числа подлежащих воздействию – из-за неудовлетворенности характером работы (доля уволенных – 17,4 %).
Индекс стабильности персонала составляет 66 % (в 2018 году – 67 %).
Подбор персонала
АО «ФПК» стремится привлекать талантливых людей, которые смогут внести свой вклад в развитие Компании. На массовые должности (проводник пассажирского вагона, билетный кассир) в основном привлекаются внешние кандидаты. При подборе руководителей и специалистов отдается предпочтение внутренним кандидатам. С внешнего рынка привлекаются редкие и уникальные специалисты.
В процессе подбора специалистов используются различные инструменты: тесты способностей, личностные опросники, профессиональные кейсы, структурированные интервью. В течение года оценку корпоративных компетенций прошли свыше 20,3 тыс. человек, 69 % из которых – фронтлайн-персонал.
Оценка, обучение и развитие сотрудников в русле Модели корпоративных компетенций помогает АО «ФПК» соответствовать своей миссии и достигать стратегических целей.
Сотрудники по видам деятельности | 31.12.2018 | 31.12.2019 |
---|---|---|
Персонал в сфере обслуживания пассажиров в поездах | 34 214 | 34 776 |
Персонал в сфере продажи билетов | 6 593 | 6 367 |
Персонал в сфере технического обслуживания и ремонта подвижного состава | 12 296 | 10 633 |
Прочий персонал | 7 879 | 8 577 |
Итого | 60 982 | 60 353 |
Обучение и развитие персонала
Компания сохранила высокие показатели обучения и широкий охват разных категорий сотрудников. В 2019 году обучение прошли 17,6 тыс. сотрудников, или 29,1 % от численности всего персонала Компании.
В АО «ФПК» продолжается системная работа по развитию рабочих кадров. Обучение проводится как внутренними ресурсами Компании, так и в учебных заведениях на территории присутствия структурных подразделений филиалов.
В 2019 году более 4,1 тыс. человек прошли подготовку по рабочим профессиям и должностям служащих, повысили квалификацию более 13,4 тыс. человек.
Компания непрерывно развивает материально-техническую базу Корпоративного кадрового учебно-методического центра и активно использует собственный корпоративный ресурс, включающий 107 лицензированных кабинетов филиалов АО «ФПК». В 2019 году реализованы проекты:
- создание стендов программно-аппаратного комплекса Информационной магистрали («Попутчик») в Москве и Новосибирске;
- установка стенда «Межвагонное беззазорное сцепное устройство БСУ-ТМ136»;
- оснащение 33 лицензированных кабинетов мультимедийными досками с короткофокусными проекторами и ноутбуками.
Ежегодно Центр разрабатывает и актуализирует более 20 % программ обучения с учетом требований профессиональных стандартов. С внедрением новых продуктов и услуг для повышения уровня комфорта пассажиров и создания приятного впечатления от поездки Центр использует современные эффективные формы обучения персонала, формирует у фронтлайн-персонала навыки безупречного обслуживания, служебного этикета, а также проводит практические занятия по корпоративному имиджу.
В 2019 году Центр получил лицензию на право осуществления обучения по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации для специалистов и руководителей).
В целях формирования положительного имиджа Компании психологи проводят занятия с фронтлайн-персоналом по развитию навыков клиентоориентированного поведения. Так, в 2019 году проведено более 8 тыс. тренингов без отрыва сотрудников от основной деятельности.
Пополняется база методических материалов по развитию у сотрудников навыков клиентоориентированности. В 2019 году разработан ряд тренинговых программ и обучающих материалов:
- Сборник кейсов и решений по взаимодействию с пассажирами при возникновении нестандартных ситуаций;
- «Безупречная касса. Как управлять впечатлениями клиентов»;
- «Поликонструктор общения билетных кассиров с клиентами, не говорящими на русском языке».
Показатель | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
---|---|---|---|---|
Численность АО «ФПК», человек | 65 928 | 62 771 | 60 982 | 60 325 |
Общее количество обученных, человек | 18 853 | 19 287 | 19 008 | 17601 |
Доля прошедших обучение в Корпоративном кадровом учебно-методическом центре АО «ФПК», % | 48 | 48 | 62,7 | 62,4 |
Бюджет, млн руб. | 86,9 | 96,3 | 118,2 | 196,636 |
Дополнительное профессиональное и бизнес-образование руководителей и специалистов
Программы обучения руководителей и специалистов направлены на приобретение знаний и навыков, изменяющих поведение, повышающих личную эффективность и развивающих лидерские качества. Для оказания образовательных услуг Компания привлекает внешних провайдеров: девять университетских комплексов железнодорожного транспорта, Корпоративный университет РЖД, Московскую школу управления СКОЛКОВО, Корпоративный университет Сбербанка, Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. В рамках разработки ИТ‑стратегии АО «ФПК» в 2019 году начата работа по развитию компетенций в области цифровой трансформации.
Основные программы развития руководителей
«Цифровизация бизнеса и эффективные модели управления продуктовым предложением».
«Операционная эффективность».
«Практика. Эмоциональный интеллект команды».
«Руководитель цифровой трансформации».
Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих
Основные направления профессионального обучения персонала
Технологические процессы ремонта и обслуживания пассажирских вагонов.
Особенности конструкции, эксплуатация, техническое обслуживание и диагностика неисправностей систем узлов двухэтажных пассажирских вагонов.
Транспортная безопасность.
Культура безопасности и система менеджмента безопасности движения в пассажирском комплексе.
Построение системы управления рисками в организации
Клиентоориентированность и обслуживание маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте
Внутренний контроль (бухгалтерского и налогового учета).
Организация пассажирских перевозок.
Маркетинговые исследования рынка транспортных услуг.
Организация закупочной деятельности в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.
В 2019 году общий объем проведенного в Компании обязательного, профессионально-технического и управленческого обучения руководителей и специалистов составил 3 501 человек.
В АО «ФПК» реализуются корпоративные программы подготовки резерва руководителей пассажирского комплекса, включающие в себя два модуля обучения с защитой выпускных аттестационных работ. В 2019 году 45 перспективных сотрудников успешно завершили обучение в Российском университете транспорта.
В целях внедрения системы наставничества в АО «ФПК» 250 сотрудников Компании прошли обучение по программе «Технология развития работников: наставничество и коучинг».
Повышение уровня образования сотрудников
В Институте экономики и финансов РУТ (МИИТ) завершилось обучение второй корпоративной группы сотрудников, состоящих в резерве на должность «начальник пассажирского поезда», по программе высшего образования по направлению «Менеджмент». Дипломы о высшем образовании получили 16 сотрудников структурных подразделений филиалов.
По программе бакалавриата направления «Менеджмент» с использованием дистанционных образовательных технологий продолжают обучение 22 работника поездных бригад.
В 2019 году 11 сотрудников Компании направлены на обучение в Российский университет транспорта по программам высшего образования – программам магистратуры:
- «Управление персоналом. Стратегическое управление персоналом»;
- «Наземные транспортно-технологические комплексы. Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта»;
- «Экономика. Международный финансовый и управленческий учет».
Молодежная политика и управление талантами
В 2019 году доля молодых работников АО «ФПК» в возрасте до 35 лет составила 33 % от общей численности персонала, до 30 лет – 21 %.
В 2019 году в Компании был создан отдел управления талантами, цель которого – развитие человеческого капитала сотрудников и внедрение социальных лифтов.
В течение 2019 года отдел управления талантами реализовал более 20 проектов, особое внимание было уделено темам инновационной деятельности, наставничеству и адаптации, установлению прочных горизонтальных связей внутри Компании, а также профориентационным мероприятиям.
Ключевые проекты по направлениям
Информирование
- Система информирования в социальных сетях и цифровых каналов с совокупным охватом 8 тыс. сотрудников.
- Чат-бот для еженедельного общения внутри Компании (120 участников, в том числе 30 руководителей).
- Мотивация молодежи к участию в лидерских конкурсах (результаты по итогам года: «Новое звено» – три финалиста, Young Talents – пять финалистов, «Лидеры России» – восемь полуфиналистов и один суперфиналист, «Мастера гостеприимства» – шесть полуфиналистов и один финалист).
Обучение
- Курс из 16 лекций с приглашенными спикерами из ведущих российских компаний и девять мастер-классов по Excel и PowerPoint (550 посетителей, 12,5 тыс. онлайн-просмотров).
Новаторство
- Переориентация молодежи на решение стратегических задач Компании и улучшение ее бизнес-результатов.
- Первый этап — Х слет молодежи, по итогам которого из 72 участников отобраны 20 человек в молодежный кадровый резерв, а семь из восьми кейсов взяты в реализацию.
- Второй этап — конкурс инновационных идей «ФПК. ЛАБ», в рамках которого собрано уже более 50 предложений.
Формирование студенческих отрядов проводников
Для обеспечения персоналом в период летних пассажирских перевозок Компания ежегодно, начиная с 2010 года, привлекает студентов для работы проводниками пассажирских вагонов. Летом 2019 года 11 386 студентов из более чем 350 образовательных учреждений других отраслей и ведомств были трудоустроены в структурные подразделения филиалов Компании. Пятый год подряд АО «ФПК» привлекает студентов в период зимних каникулярных перевозок.
Обратная связь от студентов посредством пульс-опросов позволяет оперативно реагировать на «узкие места» рабочего процесса и своевременно принимать корректирующие меры. На основе мнений более 5 тыс. студентов реализован перечень корректирующих мероприятий по повышению удовлетворенности бойцов работой в АО «ФПК».
Руководители Компании принимали участие в мероприятиях, посвященных 60-летию движения студенческих отрядов и 15-летию Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды» (далее – МООО «РСО»).
По итогам летнего трудового семестра 2019 года АО «ФПК» признана лучшим работодателем транспортной отрасли и лучшим работодателем по старту карьеры и дальнейшему постоянному трудоустройству участников студенческих отрядов.
Система оплаты труда и мотивации сотрудников
В сфере оплаты труда политика Компании направлена в первую очередь на обеспечение роста реальной заработной платы. С этой целью в 2019 году в соответствии с Коллективным договором АО «ФПК» заработная плата была проиндексирована с 1 марта на 2,9 %, с 1 июля – 2,0 % и с 1 октября – 1 %.
Система мотивации и стимулирования работников филиалов АО «ФПК» нацелена на побуждение сотрудников к высокоэффективной трудовой деятельности.
Для этого системой оплаты труда предусмотрена оплата труда по повышенному тарифу при обслуживании поездов, состоящих из вагонов нового поколения, установление надбавок за работу с высоким качеством труда, доплата при выполнении дополнительного объема работы в рамках совмещения профессий и расширения зоны обслуживания.
В целях повышения качества труда установлены надбавки за профессиональное мастерство, присваиваются классные звания, действует система присвоения персональных окладов проводникам пассажирских вагонов и поездным электромеханикам.
руб.