Совершенствование подвижного состава в 2020–2025 годах
В АО «ФПК» ведется постоянная работа по совершенствованию конструкции пассажирских вагонов. При этом особое внимание уделяется потребительским характеристикам пассажирского места.
Одно из направлений – совершенствование апробированных типов спальных некупейных вагонов.
В 2019 году по заказу АО «ФПК» разработана концепция модульного плацкартного вагона, запланированного к производству на ОАО «ТВЗ» в 2020 году. В таком вагоне ориентация в пространстве мест пассажиров останется традиционной, однако кардинальным образом изменятся дизайн и эргономика. Основная цель изменений – повысить уровень индивидуального комфорта и предоставление пассажирам возможности персонализировать пространство самостоятельно.
В этом варианте концепции модульного вагона представлено сочетание привычного для плацкартной модели расположения мест в пассажирских отсеках и «купе» с модульными секциями – шкафами. Таким образом, в концепте сохранены пассажирские места с традиционной компоновкой, удобной для больших компаний или пожилых пассажиров, и в то же время добавлены места, рассчитанные на более уединенное путешествие благодаря индивидуальным секциям-перегородкам с возможностью хранения ручной клади и верхней одежды.
С учетом запланированного перехода на изготовление вагонов в большем габарите (габарит Т, применяемый для электропоездов) реализация этой концепции позволит обеспечить: размещение в вагоне одного дополнительного пассажирского отсека, увеличение длины мест для лежания и выделение душа в отдельное помещение.
В рамках Транспортной недели на ХIII Международном форуме «Транспорт России» был представлен полноразмерный макет такого модульного интерьера вагона, который в течение 2020 года будет показан на вокзалах крупных городов России для сбора оценок пассажиров. Итоговое решение о развитии концепции будет принято пассажирами по итогам опроса, организованного АО «Федеральная пассажирская компания».
Концепция модульного вагона обеспечивает создание персонального пространства для каждого пассажира за счет индивидуальных шторок по периметру места для лежания, лестницы на вторую полку и поручней, использования помимо общего потолочного света светильников над столиками на каждом месте, а также индивидуальных светильников для чтения, устройств воздухораздачи, электрических (200 В) и USB‑розеток. В модульных секциях предусмотрен блок хранения – шкафы для размещения багажа, мелких вещей, верхней одежды и обуви.
Интерьер описанных вагонов заметно различается, но оба они представляют собой новый этап развития плацкартного вагона.
Следующее направление разработок – двухэтажные вагоны, предусмотренные проектом «Вагон 2020». Их особенностями должны стать:
- применение двухвагонного сцепа;
- использование увеличенного габарита подвижного состава, повышающего комфорт проезда пассажира на верхних местах второго этажа вагона за счет увеличения расстояния от полки до потолка;
- обновленный интерьер и современный дизайн;
- тележка с системой пневматического подвешивания кузова (улучшение плавности хода и комфорта для пассажиров);
- система нового поколения для диагностики предотказного состояния вагона (контроль механических параметров, передача данных в реальном времени в ситуационный центр, увеличение интервалов проведения ТО‑1 до достижения пробега 10 тыс. км);
- малолюдные технологии обслуживания пассажиров в пути с размещением одного служебного купе на два вагона (повышение производительности труда поездной бригады).
Дополнительный комфорт для пассажиров в вагоне обеспечат современный дизайн, разработанный с использованием зарубежного опыта, качественных отделочных материалов, улучшенная звуко- и виброизоляция, беспроводной доступ в Интернет, переговорные устройства для связи с проводником, полноценная зона самообслуживания с вендинговыми аппаратами и пурифайером, трансформируемые столики и индивидуальные сейфы в купе, автоматические сдвижные внутрисалонные двери, покупейное регулирование температуры воздуха, душевая кабина в каждом вагоне. Запланированный срок изготовления опытного образца – 2020 год.