Международное сотрудничество
В 2019 году АО «ФПК» обеспечивало перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщениях в 23 страны Европы и Азии: Германию, Францию, Польшу, Австрию, Чехию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, КНДР, Латвию, Литву, Эстонию, Украину, Молдову, Беларусь, Абхазию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан, Азербайджан.
Объемы перевозок обеспечивались за счет взвешенной маркетинговой политики, эффективной организации перевозочного процесса, повышения клиентоориентированности Компании, а также активного взаимодействия с зарубежными партнерами в рамках двустороннего сотрудничества и на профессиональных международных площадках (ОСЖД, МСЖД, СЖТ, ЦИТ).
Международная деятельность АО «ФПК» была направлена на сохранение позиций лидера в сфере железнодорожных пассажирских перевозок, а также на повышение экономической эффективности организации перевозочного процесса.
Техническое и технологическое сотрудничество с иностранными партнерами
В 2019 году техническое и технологическое сотрудничество с зарубежными партнерами было направлено на повышение безопасности движения, качества подготовки подвижного состава в рейс, а также на совершенствование технологии проводки поездов в сообщении со странами Евросоюза.
С 14 по 16 мая 2019 г. в г. Вене (Австрия) прошло совещание по вопросам обеспечения безопасности движения, технического состояния пассажирских вагонов и качества обслуживания пассажиров в международном сообщении. Помимо представителей АО «ФПК» в совещании приняли участие технические специалисты и представители железнодорожных администраций и перевозчиков Центральной и Восточной Европы (Deutsche Bahn AG, ÖBB, SNCF, АО «ПКП Интерсити», ЗАО «МАВ-ШТАРТ», Trenitalia).
Стороны отметили повышение качества подготовки поездов в рейс и стабильности железнодорожного пассажирского сообщения с Российской Федерацией. В ходе совещания стороны обменялись предложениями по дальнейшему улучшению безопасности движения, а также информацией относительно изменений в нормативном регулировании технических вопросов эксплуатации пассажирских поездов на территории Евросюза, которые реализуются в ходе железнодорожной реформы. В частности, представители Trenitalia проинформировали о проводимой работе по оборудованию вагонов системой пожаротушения, без которой невозможно будет курсировать по территории Италии с 1 апреля 2021 г.
В 2019 году АО «ФПК» и SNCF впервые реализована технология проводки поезда № 23/24 Москва – Париж одним локомотивом по территории Германии и Франции.
Заключен соответствующий договор о проводке поезда в графике движения 2019/2020 силами дочернего подразделения SNCF – SNCF Deutschland.
Использование услуг единого оператора на территории Франции и Германии позволило уменьшить количество операций по смене локомотивов в пути следования, а также сохранить ставку за проводку поездов французской стороной на уровне 2019 года и снизить сумму затрат за проводку поезда на немецком участке следования.
Совершенствование политики тарифообразования и оптимизация международных железнодорожных сообщений
В 2019 году АО «ФПК» продолжило активно сотрудничать с железнодорожными администрациями и перевозчиками стран СНГ и Балтии по вопросам тарифообразования, применения системы скидок и надбавок. Тарифная стратегия, реализованная в 2018 году, была продлена на 2019 год.
Со странами дальнего зарубежья (Европа, Азия) реализовано более 20 предложений со скидками от 5 до 70 %. В частности, это скидки при заблаговременной покупке проездных документов, тарифы для семей, групп и мини-групп, скидки в размере 50 % на проезд для детей, тарифы «туда и обратно», скидки для пожилых пассажиров и т. д.
В 2019 году в международном сообщении со странами ближнего зарубежья (страны СНГ и Балтии) реализовано более 20 предложений со скидками от 10 до 70 %. В частности, это скидки при заблаговременной покупке проездных документов, тарифы «туда и обратно», при одновременном выкупе всех мест в отдельном купе купейных вагонов и вагонов СВ, на боковые места в плацкартных вагонах и т. д.
Повышая экономическую эффективность международных пассажирских перевозок, помимо применения гибкой тарифной политики, Компания продолжила работу по сокращению расходов, в том числе за счет оптимизации курсирования международных поездов.
В сообщении между Российской Федерацией, Польшей и Чехией повышена стабильность прямого железнодорожного пассажирского сообщения. АО «ФПК» совместно с АО «ПКП Интерсити» (Республика Польша) и АО «Чешские железные дороги» проработан вопрос возможности ежедневного использования железнодорожного транспорта в прямом сообщении Москва – Варшава и Москва – Прага. Данное решение стало возможным за счет сокращения издержек АО «ФПК» и перехода на взаиморасчеты между сторонами по тарифу «Восток – Запад».
В сообщении Россия – Китай оптимизирован порядок следования поезда № 20/19 Москва – Пекин, который курсирует один раз в две недели как самостоятельный поезд и один раз в две недели как группа беспересадочных вагонов сообщением Москва – Пекин в составе поезда № 2/1 Москва – Владивосток. Такое решение позволило улучшить работу поездов, оптимизировать использование подвижного состава и благодаря этому сократить расходы на обеспечение железнодорожного сообщения Россия – Китай.
Сотрудничество в рамках международных организаций
В условиях высокой конкуренции с другими видами транспорта, ростом финансовой нагрузки на перевозчика за использование железнодорожной инфраструктуры и, как следствие, падения объемов перевозок, АО «ФПК» в 2017 году выступило инициатором и активным участником продвижения идеи создания на международном рынке железнодорожных пассажирских перевозок конкурентной среды с государственной поддержкой участников сообщений. В основу этого проекта положены идеи Резолюции № 264 Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической Комиссии ООН в отношении международных пассажирских перевозок.
В 2017–2018 годах в рамках Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) АО «ФПК» инициировало и получило поддержку Совета министров стран ОСЖД на разработку международной многосторонней «дорожной карты» совместных действий по созданию новой конкурентной среды железнодорожных пассажирских перевозок. В течение 2019 года проект документа активно обсуждался и наполнялся предложениями стран – участниц ОСЖД.
Важность и актуальность проводимой работы была также отмечена на III Международном пассажирском форуме в Сочи, который проходил под эгидой Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.
Международное профессиональное сообщество делилось своими наблюдениями и перспективными проектами, которые должны усовершенствовать услуги пассажирских железнодорожных перевозок и повысить их конкурентоспособность, в том числе за счет технологического прорыва в сфере осуществления контроля пассажирских поездов на государственных границах стран – участниц железнодорожных сообщений.
Обеспечивая правовую основу для совершенствования государственного пограничного контроля в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической Комиссии ООН 22 февраля 2019 г. утверждена Конвенция об облегчении условий пересечения границ при международной железнодорожной перевозке пассажиров, багажа, товаробагажа. Присоединение стран к этой конвенции должно обеспечить нормативно-правовую основу для дальнейшей унификации правового поля в сфере организации международных железнодорожных пассажирских перевозок.
Для АО «ФПК», как национального перевозчика, вопрос оптимизации технологии государственного пограничного контроля особенно актуален. Это возможность существенно сократить время в пути для пассажиров международных поездов. В конечном итоге процедура пограничного контроля должна либо быть минимизирована по времени, либо проводиться в пути следования поезда.