Подвижной состав с улучшенными характеристиками

АО «ФПК» для обеспечения возрастающих перевозок пассажиров, сокращения времени поездки, улучшения потребительских характеристик, а также в целях снижения стоимости поездки производит приобретение вагонов с новыми техническими характеристиками и улучшенным внутренним интерьером. Весь новый подвижной состав оборудуется экологически чистыми туалетными комплексами (ЭЧТК), установками кондиционирования воздуха (УКВ).

Двухэтажные вагоны

В инвентарном парке АО «ФПК» 442 двухэтажных вагона.

Главным преимуществом двухэтажного вагона является его повышенная пассажировместимость. Это позволяет перевезти большее количество пассажиров на маршрутах с высоким пассажиропотоком, прежде всего на южных «курортных» направлениях. Двухэтажные вагоны по показателям комфорта и оснащенности не уступают современным традиционным вагонам, а по многим параметрам даже превосходят. В зависимости от класса, в двухэтажных вагонах оборудованы двухместные или четырехместные купе.

Вагоны оборудованы двумя установками кондиционирования и отопления, что позволяет постоянно поддерживать комфортный микроклимат в вагоне. Экологически чистый туалетный комплекс с тремя туалетными кабинами позволяет пользоваться туалетами на стоянках и в курортных зонах. Беззазорные сцепные устройства и герметизированные межвагонные переходы позволили снизить уровень шума и вибраций в вагоне и повысить безопасность пассажиров при переходе из вагона в вагон.

Не забыты и инвалиды: в одном из вагонов каждого поезда (штабном) установлены специальные подъемники для посадки инвалидов-колясочников с низких платформ и оборудовано специальное купе и туалет.

Кроме вагонов купейного типа с двухместными и четырехместными купе приобретены двухэтажные вагоны с креслами для сидения со стандартным и улучшенным интерьерами. Двухэтажный вагон с креслами для сидения создан в Российской Федерации впервые с использованием новейших технологий, оборудования и материалов. В его конструкции применен весь передовой опыт ОАО «ТВЗ» в области пассажирского вагоностроения. Одно из ключевых отличий нового подвижного состава – ​изменение формы боковой стены и применение впервые в истории российского вагоностроения радиусных окон.

Вагон оборудуется новыми современными беззазорными сцепными устройствами жесткого типа, межвагонными переходами, которые обеспечивают безопасный, удобный переход пассажиров и обслуживающего персонала из вагона в вагон, защиту пассажиров и обслуживающего персонала, находящихся в переходе, от шума, атмосферных осадков, пыли, резких перепадов температуры и давления. Для слабовидящих пассажиров надписи в вагонах продублированы шрифтом Брайля.

Такие вагоны курсируют в составе сообщением Москва – ​Воронеж.

Вагон

Вагоны габарита РИЦ

Для обновления международных поездов в период 2012–2015 годов приобретено 200 вагонов габарита РИЦ.

Спальный вагон типа РИЦ модели 61–4476 (WLABmz) предназначен для международного сообщения в странах Европы (Финляндии, Франции и др.), где ширина колеи — 1 435 мм, и в европейской части Российской Федерации, странах СНГ и Прибалтики, где ширина колеи — 1 520 мм.

Вагон соответствует требованиям обязательных стандартов Российской Федерации и Европейского сообщества по техническому и конструктивному исполнению, а также по внешнему и внутреннему дизайну.

Переход между сетями железных дорог с различной шириной колеи осуществляется путем замены тележек с использованием имеющихся объектов инфраструктуры на устройствах для перехода с одной колеи на другую.

Максимальная эксплуатационная скорость составляет 200 км/ч на колее 1 435 мм и 160 км/ч на колее 1 520 мм.

Для курсирования новых вагонов габарита RIC получены разрешения в 16 европейских странах.

Вагон

Составы Talgo

Начиная с 2015 года приобретено 140 вагонов поезда Talgo. В эксплуатации задействованы семь составов по 20 вагонов. Максимальная скорость поездов в эксплуатации составляет 200  км/ч.

Пассажирские вагоны Patentes Talgo, S. L. обладают рядом специфических технических характеристик, основанных на оригинальных конструктивных и технологических решениях, позволяющих значительно повысить среднюю скорость движения подвижного состава по существующей путевой инфраструктуре, таких как:

  • система маятникового наклона кузова;
  • отсутствие колесной пары: используется колесный блок с системой независимо вращающихся колес;
  • система радиальной установки колесного блока в кривых;
  • система автоматического изменения ширины колеи;
  • автономное энергоснабжение;
  • артикулированное гибкое сочленение (сцепка).

Применение системы маятникового наклона кузова позволяет повысить скорость движения поезда на кривых участках пути. При этом снижается негативное влияние центробежного непогашенного ускорения на комфорт проезда пассажиров.

Система радиальной установки колесного блока на кривых участках пути позволяет повысить ресурс работы элементов ходовой части вагона и снизить износ путевой инфраструктуры.

Применение пневмоподвешивания в совокупности с системами маятникового наклона кузова и радиальной установки колесного блока в кривых обеспечивает высокую степень плавности хода и вследствие этого значительно повышает комфорт проезда пассажиров.

В целях обеспечения непрерывной диагностики состояния наиболее важных с точки зрения безопасности систем поезда на борту установлена собственная автоматическая диагностическая система, обеспечивающая непрерывное считывание параметров тормозной системы, включая противоюзное устройство, функционирование климатической установки, электрооборудования, систем безопасности, пожароохранной сигнализации и системы пожаротушения и пр.

В настоящее время поезда Talgo курсируют по маршрутам Москва – ​Нижний Новгород и Москва – ​Берлин.

Состав Москва – ​Берлин не требует замены тележек при переходе на колею европейских дорог, что позволяет существенно сократить время в пути.

Вагон

«Вагон 2019»

В соответствии с утвержденным техническим заданием ОАО «ТВЗ» проведена разработка модельного ряда вагонов, предусмотренных проектом «Вагон 2019». Поставка вагонов моделей 61–4516 (плацкартный), 61–4517 (купе) и 61–4529 (купейный штабной) проводится в рамках долгосрочного договора начиная с 2019 года. В конструкции вагонов учтены наиболее современные и востребованные пассажирами функции.

Характерные черты вагонов нового модельного ряда:

  • применение концепции малолюдных технологий обслуживания пассажиров с размещением одного служебного отделения на два вагона;
  • исключение нерабочих тамбуров обоих вагонов с одновременным формированием новых зон дополнительного комфорта для пассажиров (душевая кабина, многофункциональная сервисная зона с вендинговыми аппаратами, пурифайером для раздачи питьевой воды и другим оборудованием).

Таким образом, вагоны включаются в состав поезда парами: один вагон со служебным отделением + один вагон без служебного отделения. Количество пассажирских мест в купейном вагоне – ​36, в некупейном – ​54.

К конструкционным особенностям вагонов нового модельного ряда также относятся:

  • применение герметизированных межвагонных переходов;
  • полностью светодиодное освещение;
  • наличие электрических (220 В) и USB‑розеток у каждого спального места;
  • сенсорные краны умывальников, электрические сушилки для рук и пеленальные столики в туалетах;
  • трансформируемые столики и индивидуальные сейфы для каждого пассажира в купейных вагонах;
  • автоматические сдвижные внутрисалонные двери;
  • обновленный дизайн интерьера.

Штабной вагон оборудован купе для размещения двух инвалидов-колясочников и сопровождающих, специальным туалетом с душем, а также подъемниками, расположенными в нерабочем тамбуре. Купе для инвалида оснащено информационным табло, которое при нажатии кнопки демонстрируемую на нем информацию воспроизводит голосом.

В 2019 году поставлено 103 таких вагона для поездов № 99/100 сообщением Москва – ​Владивосток, № 71/72 сообщением Москва – ​Белгород.

Вагон

Новые типы вагонов Средний срок службы вагона – ​не менее 40 лет.

Вагон пассажирский двухэтажный купейный со спальными местами. Модель 61–4465

64 человека
160 км/ч
  • Экологически чистый туалетный комплекс
  • Установка кондиционирования воздуха
  • Аппарат охлаждения питьевой воды (кулер)
  • Система аудио- и видеотрансляции

Скоростной электропоезд «Ласточка» (Desiro RUS)

443 человека
160 км/ч
  • Экологически чистый туалетный комплекс
  • Установка кондиционирования воздуха – ​отдельные установки в каждой кабине и каждом пассажирском салоне
  • Устройство для входа/выхода пассажиров у низких (200 мм) платформ – ​выдвижные ступеньки)
  • Система пассивной безопасности пассажиров
  • Напольные стеллажи для крупногабаритной ручной клади

Вагон пассажирский спальный для международных сообщений типа RIC. Модель 61–4476

32 человека
160 200 км/ч
  • Экологически чистый туалетный комплекс, в том числе душ
  • Климатическая система (отопление, вентиляция, охлаждение)
  • Система водоснабжения
  • Светильники для чтения
  • Штепсельные розетки для зарядки мобильных телефонов и ноутбука
  • Громкоговоритель с регулятором громкости

Вагон пассажирский с местами для сидения. Модель 61–4458

60 человек
160 км/ч
  • Экологически чистый туалетный комплекс
  • Установка кондиционирования воздуха
  • Аппарат охлаждения питьевой воды (кулер)
  • Система аудио- и видеотрансляции
  • Кнопки вызывной сигнализации для вызова проводника

Вагон пассажирский купейный, предназначенный для состава поезда постоянного формирования. Модель 61–4462

36 (18) человека
160 км/ч
  • Экологически чистый туалетный комплекс
  • Установка кондиционирования воздуха
  • Аппарат охлаждения питьевой воды (кулер)
  • Система аудио- и видеотрансляции

Вагон пассажирский некупейный. Модель 61–4447

54 человека
160 км/ч
  • Экологически чистый туалетный комплекс
  • Установка кондиционирования воздуха
  • Установка пожаротушения с использованием запаса воды из системы водоснабжения

Вагон пассажирский двухэтажный купейный с местами для сидения. Модель 61–4465

64 человека
160 км/ч

  • Экологически чистый туалетный комплекс
  • Установка кондиционирования воздуха
  • Аппарат охлаждения питьевой воды (кулер)
  • Система аудио- и видеотрансляции

Вагон двухэтажный. Модель 61–4492

160 км/ч
60 мест в вагоне I класса
104 места в вагоне II класса
  • Экологически чистый туалетный комплекс
  • Система кондиционирования и обеззараживания воздуха
  • Информационное табло
  • Система аудио- и видеотрансляции
  • Система пожарной сигнализации
  • Система контроля безопасности и связи поезда

Скоростной поезд «Стриж» (Talgo)

443 человека
160 км/ч
  • Экологически чистый туалетный комплекс (моторные вагоны)
  • Установка кондиционирования воздуха – ​отдельные установки в каждой кабине и каждом пассажирском салоне
  • Устройство для входа/выхода пассажиров у низких (200 мм) платформ – ​выдвижные ступеньки)
  • Система пассивной безопасности пассажиров
  • Напольные стеллажи для крупногабаритной ручной клади

Для использования в международном сообщении

3 состава с изменением ширины колеи 1 520/1 435
216 мест для пассажиров
  • 2 вагона с местами для сидения 1 класса
  • 9 спальных вагонов 1 и 2 класса
  • 2 спальных вагонов VIP‑класса с санузлом и душем в каждом купе
  • 3 спальных вагона 1 класса с купе для лиц с ограниченными возможностями

Ввод в эксплуатацию – ​2016 год


Для использования во внутригосударственном сообщении

4 состава без изменения ширины колеи
414 мест для пассажиров
  • 11 вагонов с местами для сидения 1 и 2 класса
  • 5 спальных вагонов VIP‑класса с санузлом и душем в каждом купе

Ввод в эксплуатацию – ​июнь 2015 года (Москва – Нижний Новгород)

Вагон 2019

Двухвагонный сцеп: переход на малолюдные технологии обслуживания в пути – ​одна бригада проводников на два вагона; функциональное использование пространства вагона: сервисные зоны и душевые комнаты.

Однотамбурный кузов: снижение трудоемкости обслуживания оборудования вагона.

Светодиодное освещение: снижение энергопотребления – ​сокращение эксплуатационных расходов.

Независимая работа ЭЧТК: обеспечение бесперебойной работоспособности туалетных модулей – ​увеличение надежности оборудования.